Назад

ПАРЛАМЕНТСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ

ПАРЛАМЕНТСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ

 

25.02.2013 16:57:00

Портал Soyuz.by совместно с Национальным пресс-центром Республики Беларусь при поддержке Парламентского Собрания Союза Беларуси и России проводит видеобрифинг на тему «Парламентское взаимодействие и интеграция» с председателем Постоянной комиссии Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь, заместителем Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Николаем Леонидовичем Самосейко.

- На каких актуальных задачах будет акцентирована работа Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в 2013 году? Каковы основные планы на текущий год?

Хотелось бы отметить, что работа Парламентского Собрания Союза Беларуси России носит плановый характер и традиционно в конце года на сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России утверждается рабочий план на год, который и является ориентиром для дальнейшей работы. Не исключением явился и 2012 год, который характеризовался очень высоким уровнем наших отношений. Особое значение несет визит Главы Российской Федерации в Республику Беларусь, где были согласованы принципиальные подходы сотрудничества. Проведено два заседания Совета Министров Союзного государства, в ходе которых были рассмотрены вопросы бюджета, вопросы реализации совместных программ в области инфраструктуры, научно-технического прогресса, образования, социальной сферы и других не менее важных направлениях.

Достигнуты хорошие результаты и в экономическом сотрудничестве. В частности, объем товарооборота по итогам 2012 года превысил 40 миллиардов долларов. Последовательно развивается региональное сотрудничество. Придана новая динамика развитию парламентской составляющей. Так, в 2012 году состоялись визиты в Беларусь В.Матвиенко и С.Нарышкина.

Знаковое событие: 17 декабря 2012 года состоялась 43 сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России уже в обновленном составе. В первую очередь были решены кадровые вопросы, утверждены планы работы на будущий год, утверждены основные параметры бюджета на 2013 год.

В 2013 году работа парламентариев будет направлена на активизацию и укрепление процесса строительства Союзного государства. Мы также будет последовательно работать над повышением международного имиджа Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Это будет выражаться в координации действий в межпарламентских структурах, очевидно, будут у нас совместные заявления и обращения от имени Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам, затрагивающим интересы наших государств. Также нам предстоит серьезная работа по совершенствованию правовой базы Союзного государства.

Одним из основных вопросов является разработка проекта нормативно-правового акта о собственности Союзного государства. В настоящее время бюджет Союзного государства составляет около 5 миллиардов российских рублей, которые используются на реализацию совместных программ, проведение совместных мероприятий. За годы нашей совместной деятельности образовано довольно большое количество объектов собственности Союзного государства, но до сих пор не налажен учет. Если в Беларуси худо-бедно такой учет существует, то, не в упрек российским коллегам, в Российской Федерации на должный уровень это не поставлено. Союзная собственность должна быть не только учтена, но она должна работать и приносить доход.

Активная работа ведется в плане формирования и исполнения бюджета Союзного государства.

Дискуссионным является также вопрос придания нового импульса развитию межрегиональных отношений. В настоящее время между Россией и Республикой Беларусь в рамках Союзного государства подписано около 270 межрегиональных соглашений. Республика Беларусь взаимодействует и имеет торговые отношения с восьмьюдесятью регионами Российской Федерации и только за последний год в России создано 16 совместных российско-белорусских предприятий. Я думаю, что это основные направления и актуальные задачи, на которых мы будем акцентировать нашу работу. Следует упомянуть об унификации законодательства, которое постоянно присутствует на площадке Союзного государства.

- Какие резонансные вопросы необходимо решить Парламентскому Собранию? В каких проблемных сферах они проявляются наиболее остро?

- За период деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России депутатами проведена колоссальная работа по унификации законодательства на постсоветском пространстве. Не буду говорить о гармонизации законодательства в рамках СНГ – это довольно широкая тема. Остановимся на этой работе в рамках Союзного государства и Таможенного союза. И в первом, и во втором случае нам пришлось разрабатывать десятки нормативных актов, направленных на сближение нашего законодательства. Специфика настоящего момента состоит в том, что разрабатываемые нормативные документы обоих интеграционных объединений должны согласовываться между собой. Это, естественно, дополнительная нагрузка, но это нужно и без этого не обойтись.

Следует отметить, что, несмотря на конкретные шаги и конкретные результаты в области унификации и гармонизации законодательства, все-таки у нас остаются еще некоторые проблемы в отдельных сферах. В частности, не все проблемы в области социального обеспечения и защиты прав белорусов решены к настоящему времени. Действительно, граждане Республики Беларусь иногда сталкиваются с определенными трудностями в получении, например, вида на жительство в упрощенном порядке, также есть проблемы с трудоустройством, медицинским обслуживанием и пенсионным обеспечением на территории Российской Федерации. Это обусловлено тем, что хотя такие соглашения имеют место, в основном российско-белорусские соглашения имеют рамочный характер. И не всегда на местах правильно толкуется, правильно понимается их порядок и применение. Поэтому необходимо в настоящее время направить усилия на то, чтобы разработать дополнительные ведомственные нормативные акты, которые бы детализировали правоприменение в указанном направлении, чтобы больше у нас таких проблем не создавалось. Повторюсь, завоевания у нас в этой сфере большие, мы, скажем так, впереди всех стран постсоветского пространства, но нужна и доработка именно в этих сферах: трудового, социального, медицинского обслуживания.

- Николай Леонидович, в 2013 году существенно обновилась белорусская депутация в Парламентском Собрании. Каким образом обновления повлияли на работу союзных парламентариев?

- Дело в том, что процесс обновления состава депутации – то ли белорусской, то ли российской, поскольку сроки выборов в парламент у нас не совпадают – процесс перманентный. Ни разу это не отразилось на качестве и конструктивной работе нашей парламентской организации. Каждая сессия Парламентского Собрания являлась последовательным шагом в решении стратегических задач, поставленных главами наших государств на пути интеграционного строительства. Нам удалось создать солидную международно-договорную базу Союзного государства, обеспечить постоянное ежегодное применение бюджета Союзного государства, разработку и реализацию совместных программ и проектов, укрепить обороноспособность и безопасность Союзного государства, организовать взаимодействие в сферах науки, культуры, образования и т.д. И я убежден, что очередное обновление депутации Парламентского Собрания не приведет к потере рабочего темпа, поскольку сохраняются традиции, наработанные годами, есть общая концептуальная линия, есть общие установки, есть общая цель, которую мы выработали в рамках работы Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Говоря о тех наработках, которые уже имели место, о той концепции, мне, пользуясь случаем, хотелось бы выразить признательность тем депутатам Парламента Республики Беларусь, которые являлись членами Парламентского Собрания Союза Беларуси и России ранее, которые не стояли в стороне от этих дел – это Н.Мазай, А.Ванькович, Г.Давыдько. Они действительно, не на словах, а на деле, внесли весомый вклад в строительство Союзного государства.

- Каковы основные формы сотрудничества белорусских и российских депутатов, основные механизмы и области взаимодействия?

- Во-первых, с правовой точки зрения основные формы сотрудничества белорусских и российских парламентариев определены регламентом Парламентского Собрания. Это проведение сессий, заседаний комиссий Парламентского Собрания, круглых столов, семинаров, конференций, иных мероприятий. С точки зрения обычного человека – это радость общения, создание круга друзей, обмен опытом работы по интересующим вопросам. И я, имея хоть и небольшой стаж в работе Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, обратил внимание, что основные программы, наработки, которые в дальнейшем выливаются в соглашения и действительно финансируемые глобальные программы, зарождаются именно на уровне кулуаров, на уровне общения между депутатами Беларуси и России.

Стало уже традицией обсуждать актуальные вопросы строительства Союзного государства на заседаниях постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России. В настоящее время нами ведется работа по подготовке очередного заседания постоянно действующего семинара по аспектам строительства Союзного государства. Он состоится в мае этого года в Твери на тему «Межрегиональное сотрудничество Союзного государства: опыт, проблемы, перспективы».

По форме, если на этом остановиться, постоянно действующий семинар при Парламентском Собрании – это комплексное мероприятие, призванное выработать научно-обоснованные предложения по совершенствованию строительства Союзного государства. В 2013 году планируется проведение четырех семинаров, кроме упомянутого мной. Это проведение семинара в Новосибирске на тему «Научные потенциал Союзного государства», семинара в Витебске на тему «Устойчивое развитие территорий, пострадавших от Чернобыльской катастрофы с учетом опыта Союзного государства» и также семинар «Полномочия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по принятию основ законодательства». Хотелось бы также подчеркнуть, что Парламентское Собрание Союза Беларуси и России является уникальным инструментом межпарламентского взаимодействия, потенциал которого, естественно, следует развивать и в дальнейшем. Положительно зарекомендовала себя практика использования площадок национального Парламента и Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам двусторонней и многосторонней международных повесток дня и формирования соответствующего общественного мнения. Еще один важный аспект международного сотрудничества – это взаимодействие в рамках международных парламентских организаций для продвижения наших общих консолидированных интересов по всему спектру международных проблем. Стоит сказать, что опыт Парламентского Собрания Союза Беларуси и России может быть впоследствии весьма востребован и для образования иных интеграционных объединений.

- Николай Леонидович, очертите, пожалуйста, международные аспекты деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

- Парламентское Собрание Союза Беларуси и России занимает очень важную роль в продвижении интересов обеих стран на международной арене. Это особенно актуально в условиях появления новых вызовов, угрожающих стабильности и безопасности мира. И неоднократно Парламентское Собрание Союза Беларуси и России принимало совместные заявления и обращения по наиболее острым вопросам. Например, можно вспомнить обращение о политическом расширении НАТО на восток и размещении элементов ПРО в Европе, о недопустимости культивирования нацизма и попыток пересмотра истории, в частности, истории Второй мировой войны. Поэтому, последовательно реализуя свою позицию, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России стремится объединять свои усилия и с другими международными организациями.

Во-первых, наша основная сфера – это развитие отношений с Межпарламентским союзом, Парламентской Ассамблеей Черноморского Экономического Сотрудничества, Парламентской Ассамблеей стран-участниц Содружества Независимых Государств, Парламентской Ассамблеей ОДКБ, межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС и другими. Выступая на форумах, проводимых вышеназванными организациями, депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России доводили до своих коллег, до широких слоев международной общественности наше видение в решении таких вопросов, как преодоление бедности, борьба с международной торговлей людьми, борьба с распространением ядерного оружия, технологии повышения энергоэффективности и многие другие. Это действительно дало хорошие результаты, в частности, программа борьбы с международной торговлей людьми, которая в настоящее время действует в ООН, принята по нашей инициативе.

Сегодня мы нацелены и на другие регионы, поскольку внешняя политика Союзного государства, также как и наших стран по отдельности, многовекторная. Сейчас рассматриваем возможность установления новых отношений с латиноамериканским парламентом, с Парламентским Союзом государств-членов Организации Исламского Сотрудничества и с межпарламентской Ассамблеей АСЕАН – стран юго-восточной Азии, где, кстати, Беларусь получила статус наблюдателя. Во всех тех организациях, которые я ранее перечислил, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России также имеет статус наблюдателя.

- Депутаты Парламентского собрания Союза Беларуси и России в последнее время приняли участие в наблюдении за выборами в различных странах СНГ. Какова цель подобного участия?

- Прежде всего, мне хотелось бы подчеркнуть, что за период своей деятельности Парламентское Собрание Союза Беларуси и России в сфере наблюдения за выборами и проведением референдумов наработало довольно весомый багаж, приобрело достаточный опыт. Объективность в оценке избирательного процесса является той задачей, которой Парламентское Собрание Союза Беларуси и России уделяет наиболее пристальное внимание, поскольку приоритетное значение имеет искоренение практики двойных стандартов. Естественно, каждая страна имеет право на свою систему формирования демократических органов власти. Проведение, как выборов, так и референдумов, является внутренним делом каждой отдельно взятой страны. Приглашение международных наблюдателей следует расценивать как акт доброй воли и не более того. Поэтому мы очень тщательно подходим к вопросу выбора кандидатур при направлении представителей Парламентского Собрания для наблюдения за выборами. Эти представители – наиболее подготовленные специалисты: представители Избиркома, парламентарии, дипломаты, - подавляющее большинство из них имеют уже приличный опыт в наблюдении за выборами. Что немаловажно, при наблюдении за выборами в странах СНГ нашим парламентариям проще, поскольку отсутствует языковой барьер, мы знаем ту среду, в которой находимся и можем дать действительно непредвзятые комментарии в отношении процесса и результата прошедших выборов.

Я бы хотел отметить, что в СНГ присутствуют очень четкие критерии наблюдения за выборами.

Если сказать о методологии наблюдения за выборами БДИПЧ ОБСЕ, то те стандарты, которые они ввели, они ввели без согласования с участниками - Беларусь тоже является участником ОБСЕ. Поэтому Беларусь выступает за повышение прозрачности, за введение единых стандартов. Кстати, позиция БДИПЧ ОБСЕ неоднократно подвергалась критике со стороны самой ОБСЕ. На сессиях Парламентской Ассамблеи ОБСЕ деятельность БДИПЧ критиковалась за попытки навязать свое мнение в планах их видения и наблюдения за выборами. И критиковалось объективно, потому что мы, по результатам наблюдения за выборами БДИПЧ ОБСЕ, неоднократно обращали внимание на то, что данной структуре не важен процесс, а важен результат. Процесс выборов может быть очень демократичным, но если результат не устраивает, дается отрицательная оценка, и наоборот.

- Каковы основные планы межпарламентского сотрудничества белорусского Парламента на 2013 год? Расскажите, пожалуйста, о приоритетных направлениях.

- На состоявшейся сессии 17 декабря был утвержден план международной деятельности на 2013 год. Данный план довольно насыщен, его тематика также широка и по географическому спектру. Это вполне объяснимо, поскольку за годы работы Парламентского Собрания Союза Беларуси и России установлены и наработаны очень прочные связи с основными парламентскими организациями и, разрабатывая этот план, мы старались, чтобы план нашей международной деятельности пересекался с планом работы и этих структур, чтобы мы могли участвовать в заседаниях.

Более того, мы нацелены на установление новых отношений и сотрудничества. Я уже упомянул парламентскую Ассамблею Ассоциации государств юго-восточной Азии, также в перспективе установление новых отношений с Парламентской Конференцией Балтийского моря, Северным Советом.

В рамках развития двустороннего сотрудничества мы прорабатываем вопросы осуществления визитов в Республику Беларусь представителей Вьетнама, Индонезии, Индии, а также делегации Армении и Украины в рамках проведения комиссии (у нас создано 13 делегаций, 50 рабочих групп по сотрудничеству с другими странами и две постоянно действующие комиссии – это Армения и Украина).

Работы у нас много, планы напряженные, но понимание их реализации, я думаю, позитивно скажется на нашей работе и результат не замедлит себя ждать.

- В последнее время ведется дискуссия о будущем Союзного государства в контексте развития Евразийской интеграции, создания Евразийского Союза. Каково Ваше мнение на этот счет?

- Во-первых, успешное продвижение проекта по формированию Таможенного Союза и создание правового фундамента для образования Единого Экономического Пространства стали возможными благодаря политической воле глав наших государств – глав России, Беларуси и Казахстана. Именно это позволило снять барьеры во взаимной торговле и выйти на беспрецедентные для постсоветского пространства шаги по передаче полномочий наднациональному органу Евразийской Экономической Комиссии.

Однако при всей важности этого направления интеграционного сотрудничества я бы его не сравнивал и не противопоставлял Союзному государству, поскольку последнее охватывает более широкий спектр вопросов и выходит за сугубо экономический периметр. Евразийский Экономический Союз так и называется, Союз Беларуси и России уже имеет и политические органы, в частности, тот же Парламент. То есть, мы имеем ситуацию, когда внутри строящегося нового широкого интеграционного объединения имеется более узкое интеграционное объединение, но с более высокой степенью глубины интеграции – Союзное государство.

Возьмем, например, обеспечение права граждан Беларуси и России. Гражданам Беларуси и России гарантированы равные права на получение трудовых пенсий по возрасту, инвалидности, по потере кормильца - социальных пособий, пособий по материнству и временной нетрудоспособности. Урегулировано оказание неотложной поликлинической и стационарной медицинской помощи. В сфере обороны достигнут высокий уровень военного сотрудничества, включая, в том числе, использование военной инфраструктуры. С этой точки зрения степень сближения в Союзном государстве, безусловно, более глубокая.

С другой стороны, экономика – это та сфера, где наблюдается, хотим мы этого или не хотим, соприкосновение интеграционных процессов Таможенного Союза и Союзного государства. Экономический диалог активно продвигается усилиями «тройки» и его результаты распространяются на союзное строительство. Я думаю, что здесь было бы важным обратить внимание на то, что, по сути, Таможенный Союз и Единое Экономическое пространство выросли из тех наработок и из тех договоренностей, которые были уже реализованы в Союзном государстве. Например, уровень унификации таможенных тарифов между Беларусью и Россией накануне создания Таможенного союза составлял свыше девяноста процентов. Это один из факторов, который позволил в сжатые сроки решить задачу по запуску Таможенного союза. Что же касается той дискуссии, о которой вы упомянули, о будущем Союзного государства, следует отметить: пока «тройка» не догонит «двойку», Союзному государству быть. Более того, Союзное государство уже выступает локомотивом и в дальнейшем может быть использована площадка Союзного государства для образования Единого Евразийского Экономического Союза.